17 февраля
Музыка в общении с ребенком
Музыка в общении с ребенком
Музыка дарит и родителям, и детям радость
совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно
иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в
удивительный мир гармонии звуков.
Советы для родителей
· Создайте фонотеку из записей классики, детских
песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается
много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую
музыку можно слушать специально, включать на тихой громкости при чтении сказок,
сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания малыша спать и др.
· Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных
инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием
на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий.
· Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение
песен, кроме того, можно сопровождать его фланелеграфным театром.
· Чтение стихов, сказочных историй также может
сопровождаться продыгрыванием на музыкальных инструментах.
· Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно
с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.
· Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные
импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и
грациозность движений.
· Инсценирование – еще один вид совместной
деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые
картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.
· Различные звукоподражания, производимые в процессе
чтения сказок, а также песенные импровизации – передающие то или иное состояние
или на заданный текст – вызывают у детей большой интерес и активно развивают их
творческое начало.
· Совместные походы на детские спектакли, концерты
обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.
· Бывая на природе, прислушивайтесь вместе с ребенком
к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас – звучащий мир, не упустите
возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.
23 мая 2012 г.
О пользе пения
Малыши - музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь, используя выражение П.Тюленева, "раньше, чем ходить". Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении всё больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру надо всячески поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон, либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.
Это прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция, развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня - это не только музыка, но еще и стихи. Кроме того, раннее пение - путь к развитию музыкальности. Именно ручеек хорошей песни рано или поздно приведет вашего малыша к хорошей музыке, как серьезной, так и лёгкой.
Однако при обучении детей пению необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Петь громко - не значит петь хорошо!
Несколько слов об особенностях голосового аппарата ребенка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до этого возраста дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь или, как выражаются музыканты, "сорвать". Поэтому маленьким нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду.
2. При совместном пении не заглушайте голос ребенка.
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. В интересах ребенка спойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать его голос. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.
3. Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво.
Это важно. Ребенок, особенно маленький, не уверен в своих возможностях, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребенка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом, или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.
4. Используйте игрушки и рисунки.
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню "Зайка", возьмите игрушку-зайку и сопровождайте пение песни его движениями. Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку, положите перед ребенком рисунок деда мороза, снегурочки, или просто зимний пейзаж. Песенку о лете проиллюстрирует летний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе - изображения этих животных. Это помогает маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.
Музыка развивает эмоциональный мир
Музыка дарит и родителям, и детям радость
совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно
иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в
удивительный мир гармонии звуков.
Советы для родителей
· Создайте фонотеку из записей классики, детских
песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается
много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую
музыку можно слушать специально, включать на тихой громкости при чтении сказок,
сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания малыша спать и др.
· Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных
инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием
на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий.
· Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение
песен, кроме того, можно сопровождать его фланелеграфным театром.
· Чтение стихов, сказочных историй также может
сопровождаться продыгрыванием на музыкальных инструментах.
· Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно
с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.
· Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные
импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и
грациозность движений.
· Инсценирование – еще один вид совместной
деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые
картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.
· Различные звукоподражания, производимые в процессе
чтения сказок, а также песенные импровизации – передающие то или иное состояние
или на заданный текст – вызывают у детей большой интерес и активно развивают их
творческое начало.
· Совместные походы на детские спектакли, концерты
обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.
· Бывая на природе, прислушивайтесь вместе с ребенком
к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас – звучащий мир, не упустите
возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.
Когда начинать музыкальное воспитание ребенка?
Известный венгерский педагог и композитор Залтан Кодаи отвечает так: "За 9 месяцев до рождения ребенка. А еще лучше за 9 месяцев до рождения его матери". Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет - от 0 до 4-х.
У ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в детях эту свежесть и обостренность чувств. "Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны, - писал известный американский педагог Бенджамин Спок. - Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми". Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций - родной. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью. Слушая музыку, исполняя ее, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.