Оркестр "Смешарики"

Данная форма работы введена для того, чтобы воспитать у детей интерес, любовь и потребность в музицировании. Развивать метроритмическое чувство, интонационный, звуковысотный и тембровый слух. Создать предпосылки для развития творческого мышления, овладения детьми элементами музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты. А также познакомить детей с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования. Данная работа проводится за рамками реализации образовательной программы МДОУ.

Исполнение музыки детским ансамблем совместно с педагогом является одной из самых любимых детьми форм музицирования. Оно доставляет детям большую радость и эстетическое удовольствие. Ребенок, играющий музыку сам и вместе с другими – музыкант, независимо от того, насколько проста та музыка и на каком инструменте он ее играет.

Музыкальные инструменты являются средством обучения музыки, а игра на них – самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей.

Изучая звуковые свойства детских музыкальных инструментов, различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических и пр.), дети приобретают многообразный опыт звуковых ощущений.

Исследуя различные способы получения звука, и приобретая навыки игры на инструментах, дети развивают тембровый слух, как основу для звуковысотного.

Однако, самым важным в играх звуками для музыкально-творческого обучения является естественный и простой путь в музыкальную импровизацию.

У детей развивается фантазия и воображение, творческие проявления и инициатива.

Дети самостоятельно подбирают инструменты и исполняют на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «маленькую ледяную симфонию». Подбирают инструменты и озвучивают стихотворения и сказки. Дети исполняют импровизированные диалоги на инструментах. Придумывают простейшие ритмические аккомпанементы с помощью «звучащих жестов» и переносят их на шумовые инструменты. Исполняют ансамблем созданную ими самими музыку. Таким образом, происходит систематическое развитие природной музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности.
 

Цели и задачи

Цель – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов; развить природные способности ребенка.
Задачи:

Воспитание интереса, любви и потребности в музицировании.

Развитие метроритмического чувства.

Воспитание интонационного, звуковысотного и тембрового слуха.

Развитие творческого музицирования.

Развитие социально-коммуникативных качеств.

Младший возраст

Развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсацией. Развивать основы тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок. Формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.

Средний возраст

Формировать устойчивое ощущение равномерной метроритмической пульсации. Выделять акцент (сильная доля на фоне пульса). Игра простейших остинатных фигур (звучащие жесты) как аккомпанементов к музыке. Звукоподражания на инструментах. Игры звуками как первая ступень к музыкальной импровизации. Свободные импровизации на инструментах как звукоподражания явлениям природы.

Старший возраст

Формировать устойчивый навык игры базовой партитуры в двухдольном и трехдольном размерах. Работа над более сложными ритмическими рисунками с использованием четвертных, восьмых и пауз; наложение ритмических рисунков на звучащую пульсацию. Исполнять структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах на фоне звучащей музыки (рондо). Находить нужные средства выразительности для озвучивания текстов более сложного содержания.

Подготовительная группа

Поощрять желание детей включаться самостоятельно в любительское музицирование вне занятий. Развивать их способности к музицированию экспромтом. Импровизировать и исполнять ритмические остинато на основе трехдольных ритмических эталонов, как аккомпанемент к песням и речевым пьесам. Исполнять ритмический канон (шумовые инструменты, звучащие жесты). Импровизировать в пентатонике на ксилофонах дуэтом. Использовать знакомый материал в импровизациях.

Программно-методическое обеспечение

Т.Э. Тютюнникова программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Т.Э. Тютюнникова «Веселая шарманка» (шумовой оркестр для детей).

Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» 1 и 2 части.

Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» (игры звуками).

Т.Н. Девятова «Звук-волшебник».